На такое положение вещей моментально реагируют ученые евреи. В печати появляются публикации трактатов, написанных раввинами, в которых объясняется исключительная польза евреев для государства. Во-первых, евреи исключительно способны к коммерческой деятельности. Во-вторых, «...ведь у евреев нет отечества, куда бы они стремились перевести капиталы, скопленные в этом городе (т.е. в Венеции). Они лишены права и возможности приобрести где бы то ни было недвижимое имущество... Они не ищут почестей и не имеют притязаний на почетные звания знати или на правительственные должности» «Рассуждение о положении евреев» рабби Симхи (Симона) Луцатто (1638г.).
С Луцатто соглашаются, таким образом подготавливая почву для принятия евреев в общество на равных правах. Первыми реагируют писатели, в произведениях которых появляется образ положительного еврея (вот невидаль).
С другой стороны, отношение к евреям было настолько устоявшимся, что эти небольшие изменения не смогли повлиять на отношение к евреям в целом. Более того, появляются противники идее приравнивания евреев ко всему обществу. Противники приводят следующие доказательства: своей хитроумной коммерческой сноровкой они вредят населению, а их замкнутая еврейская община является «государством в государстве» и, соответственно, опасна для общества.
…