Тема судьбы русской женщины была актуальна для российского общества в 19 веке. Естественно, что и литераторы обращались к ней – и Лесков, и Островский в своих произведениях «Леди Макбет Мценского уезда» и «Гроза» затронули эту проблему, но каждый по-своему увидел и представил ее. Но обе изображенные ими Катерины, эти два противоположных начала женского харатера, имеют общую черту – это образы вечные и не привязаны к эпохе. В своей речи я хочу подчеркнуть сходства и различия судеб двух русских женщин.
Имя обеих произошло от греческого «катариос», в переводе – «вечно чистая, непорочная». Кабановой Катерине это имя, действительно, подходит, она наивная, честная, греха боится. Она не приемлет тот мир, в котором живет, это женщина с откровенным и пылким сердцем, способная искренне любить. И ей неважно, достоин ли ее избранник, ей важно лишь любить.
У Лескова Катерина совсем другая. Её сложно назвать чистой и непорочной – ради своей своеобразной любви она совершает 4 убийства, но как и Кабанова, она верна себе до последнего. Обе они протестуют против окружающего мира и восстают против общества, пути только для этого избирают разные. Почему же?
Детство и юность, не смотря на похожее общественное положение (обе купчихи, в семьях –патриархальность), провели они по-разному: любимые занятия Кабановой – походы в церковь, рукоделие, Измайловой же – «обсыпание через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою».
…